ПРЕСТУПЛЕНИЕ КЛАВДИЯ ПТОЛЕМЕЯ

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие редактора перевода

Предисловие автора

Глава   I. Объяснение явлений в астрономии

Глава   II. Греческая математика

Глава   III. Земля

Глава   IV. Строение мира

Глава  V. Солнце и связанные с ним вопросы

1.        Времена года

2.        Точность определения моментов равноденствий и солнцестояний

3.        Продолжительность года

4.        Мнимые наблюдения равноденствий и солнцестояний Птолемеем

5.        Сфабрикованное солнцестояние — 431  г.  (солнцестояние Метона)

6.        Наблюдения, якобы проведенные Птолемеем для определения наклона эклиптики и широты Александрии

 

Глава   VI. Долгота полной Луны

Глава   VII. Долгота Луны в любой фазе

Глава  VIII. Размеры Солнца и Луны. Расстояния до них

Глава   IX. Звезды

Глава   X. Движение Меркурия

Глава   XI. Венера и внешние планеты

Глава   XII. Некоторые второстепенные вопросы

Глава   XIII. Оценка деятельности Птолемея

Приложение А. Специальные термины и обозначения

Приложение Б. Метод Аристарха для нахождения размеров Солнца

Приложение В. Как Птолемей пользовался вавилонским календарем

Список литературы

5. Сфабрикованное солнцестояние -431 г. (солнцестояние Метона)

 

Мы уже упоминали, что в -431 г. в Афинах появился новый ка­лендарь, и продолжительность года по этому календарю была равна 365+(1/4)+(1/76) суток. Некоторые источники создателем календаря называют Метона, другие - Эвктемона, а есть и такие, где создателя­ми календаря названы оба астронома.

Как говорит надпись, называемая Милетской парапегмой, кален­дарь начинался летним солнцестоянием в год, который мы бы назвали -431 г. [Дилз и Риим, 1904] [1]).

В этой надписи говорится, что солнце­стояние было в 13-й день последнего месяца афинского календаря и что это был 21-й день 7-го месяца египетского календаря. В парапегме упо­минается и летнее солнцестояние -108 г. [2]). Поэтому мы смело можем считать время составления парапегмы близким к -108 г.

Историк Диодор, труды которого появились примерно столетие спустя, также упоминает солнцестояние -431 г., но приводит дату только по афинскому календарю, египетской даты он не дает [3]). Нам неизвестно, можно ли считать труды Диодора независимым авторитет­ным источником, или же он прямо или косвенно получил информацию из парапегмы.

Птолемей [«Синтаксис», глава III.1] приводит данные, которых в парапегме нет; он приводит час. Птолемей говорит, что солнце­стояние в -431 г., как это определили Метон и Эвктемон, было в 06 ча­сов на 21-й день 7-го египетского месяца, но дату по афинскому кален­дарю он не дает. С египетским календарем у нас никаких затруднений нет: время, которое приводит Птолемей,- это 06 часов 27 июня -431 г. Этот момент времени используется как исходная эпоха для подделки мнимого солнцестояния 25 июня 140 г. (таблица V.4).

На самом деле солнцестояние было около 10 часов 28 июня -431 г., т. е. у Птолемея время показано на 28 часов раньше [4]). Среднее квад­ратичное отклонение моментов солнцестояний у Эвктемона было около 7 часов (раздел V.2). Вероятность того, что какое-то солнце­стояние определено с погрешностью в 28 часов (четыре средних квадра­тичных отклонения), составляет лишь 1/16000.

Получить такую погрешность при наблюдении практически не­возможно, но такая ошибка получает простое и строгое объяснение, если предположить подделку. Мы знаем (раздел V.2), что Гиппарх в полдень 26 июня -134 г. наблюдал солнцестояние и что он положил это солнцестояние в основу вывода продолжительности года. Год у Гиппарха равен 365,246666667 суток. Если мы 297 раз вычтем эту величину из полудня 26 июня -134 г., то получим 5,8 часа 27 июня -431 г. Округлив до целых часов, мы получим точно то время, кото­рое дано Птолемеем.

На самом деле есть и другое подтверждение сфабрикованности солнцестояния -431 г. Хотя мы и не умеем точно переводить ранний афинский календарь в наш, но об этом календаре мы все же знаем довольно много. Мы знаем, что месяцы в афинском календаре опреде­лялись по фазам Луны. Так вот, для любой правдоподобной теории соответствия между фазами Луны и месяцами в календаре день 27 июня -431 г. не может быть 13-м днем лунного месяца. Более того, если предположить, что 27 июня -431 г. приходится на 13-й день месяца, то, как доказано, дату 27 июня -431 г. нельзя согласовать с тем, что нам известно об афинском календаре. Итак, если основываться на том, что нам известно об афинском календаре, то день 27 июня -431 г. не мог быть днем солнцестояния.

Как мне кажется, нет никаких сомнений, за исключением, быть может, самых пустяковых, что солнцестояние, приписываемое Метону (и Эвктемону), было сфабриковано. Вопрос вот в чем: кто и зачем это сделал? Рассматривая данное солнцестояние, мы должны помнить, что дата приведена в парапегме, но час дает только Птолемей. Поэтому мы должны рассмотреть возможность того, что дата и час были сфабри­кованы независимо друг от друга. Начнем с даты.

Я много написал по этому вопросу в разделах II.4, V.3 и VIII.4 из АРО. Если мы воспроизведем все доказательства, то это уведет нас слишком далеко. Я думаю, следующее предположение объяснит все, известное о дате, простым и правдоподобным образом: какие-то люди в Милете около -108 г. решили посвятить надпись Метону и его ка­лендарю. Они знали год знаменитого солнцестояния, а также знали, что оно пришлось на 13-й день афинского месяца, а вот понимание афинского календаря они уже утратили. Лишь за 20 лет до этого Гиппарх создал довольно точную для своего времени теорию Солнца, и у жителей Милета не было причин сомневаться в ее правильности. Поскольку они не знали, как можно было сделать по-другому, то люди, готовившие парапегму, вычислили солнцестояние по теории Гиппарха. Для такой подделки у них были невинные побуждения, и они, без сомнения, были бы очень огорчены, если бы узнали, какие неприятно­сти доставили позднейшим ученым [5]).

Я не вижу никакого способа решить вопрос о том, как был подде­лан час солнцестояния. Возможно, час был вычислен вместе с датой, и, возможно, эта комбинация дня и часа сохранилась и дошла до Птолемея в некотором теперь утраченном источнике. А может быть, час был независимо вычислен только что описанным способом Птоле­меем (или его анонимным помощником).

Действительный момент солнцестояния -431 г. соответствовал примерно 10 часам 28 июня, и погрешность при определении момента солнцестояния может превосходить 7 часов с вероятностью не больше 1/3; так что с достаточно большой вероятностью Метон наблюдал солн­цестояние 28 июня. Но по афинскому календарю день начинался на заходе Солнца, т. е. примерно через 10 часов после солнцестояния. Так что из-за погрешности, хотя и несколько большой, но все же правдоподобной, момент солнцестояния мог получиться и после захода Солнца, а тогда по афинским дням это соответствовало бы 29 июня. С намного меньшей, практически ничтожной вероятностью наблюдае­мый момент солнцестояния мог быть до захода Солнца в предыдущий день, что соответствовало бы 27 июня.

Итак, 13-й день афинского месяца соответствует 28 июня или, воз­можно, 29 июня, но почти наверное не 27 июня. Начав с этого заме­чания, специалист по афинскому календарю, я думаю, сможет выбрать 28 или 29 июня и построить затем последовательную теорию афинского календаря.

 



[1] Меритт также приводит соответствующие места из парапегмы [Меритт, 1961, с. 4].

[2] По поводу -108 г. в научной литературе есть некоторые расхождения. Но все ученые согласны с тем, что год близок к -108, а больше нам здесь ничего и не требу­ется.

[3] В книге Меритта [1961, с. 4]  приведена также цитата и из труда Диодора.

[4] Этот анализ почти повторяет раздел VIII.4 в АРО.       

[5] Предположение о том, что солнцестояние вычислено после смерти Гиппарха, объясняет, почему он не использовал его. Если это мнимое наблюдение считалось бы достоверным наблюдением во время Гиппарха, то Гиппарх, скорее всего, исполь­зовал бы его при изучении продолжительности года. Для него это послужило бы от­личным подтверждением постоянной продолжительности года, а ведь он интенсивно изучал этот вопрос.